Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы педагога социального

Для того чтобы нас услышали, нужно «стучаться» к ребенку тихо, осторожно, иначе «дверь» в его душу закроется навсегда.

Мы можем не заметить, как эта дверь превратится в стену, разрушить которую будет очень сложно.

Необходимо увидеть то хорошее, что есть в самом, на первый взгляд, плохом, сложном ребенке, заставить поверить его в себя.

Важно разглядеть эту искорку, не погасить ее резким, неосторожным движением, помочь разгореться ярким пламенем.

Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

  1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
  2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества.
  3. Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, на территории учреждения образования или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий – наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание.
Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ

  1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ – наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 332. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств

  1. Предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.
  2. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Наркомания – это тяжелая, трудноизлечимая, а зачастую и неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека, нередко оказывающаяся преждевременной смертью. Эта болезнь характеризуется жесткой зависимостью состояния человека, его физического и психического самочувствия от наркотика.
Форма наркомании зависит от того, какое именно вещество, обладающее наркотическим эффектом, применяется в конкретном случае. Особенности конкретного вещества, используемые дозировки, частота и способ употребления (прием внутрь таблеток или порошков, инъекции, вдыхание) определяют характер действия наркотика на организм.

Внешние признаки, свидетельствующие об употреблении наркотиков.
Важно, как можно раньше увидеть первые признаки проблемы наркотиков у того или иного человека. От этого во многом зависит успех ее преодоления. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающих подозрение людей из круга общения. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения человека. Тем не менее, насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:

  • Точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
  • Состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуаций);
  • Неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
  • Заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
  • Необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к оценкам;
  • Сужение круга интересов, потеря к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
  • Частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются вышеуказанные черты;
  • Игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
  • Неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
  • Быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная и нечеткая речь;
  • Ослабление связей с близкими;
  • Постоянный поиск денег, либо одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
  • Малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «колеса», «план», «ханка», «чек» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела?», «достал?», «есть что почитать?» и т.п.);
  • Появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика – символа ЛСД);
  • Частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
  • Стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
  • Обнаружение предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые вовсе пахнут не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под различных средств бытовой химии.

Статья 66-1. Защита прав и законных интересов детей При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы."

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Защиту прав и законных интересов детей, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляют также организации, уполномоченные на то законодательством Республики Беларусь.

Основанием для признания детей детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, являются подтверждающие отсутствие попечения родителей документы, перечень которых определяется законодательством Республики Беларусь.

Дети, находящиеся в социально опасном положении, могут быть признаны нуждающимися в государственной защите по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Статья 177. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в учреждениях, указанных в части первой настоящей статьи, детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях, обладают также правом на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Статья 183. Защиту прав и законных интересов детей обеспечивают в пределах своей компетенции государственные органы.

Полномочия органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей от имени государства, а также особенности защиты прав и законных интересов детей определяются настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 189, ч.2 "Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет - и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей."

В Беларуси с 5 сентября вступило в силу постановление Совета Министров № 772 от 22 августа, согласно которому лицам, не достигшим 16 лет, запрещается находиться на улице с 23.00 до 06.00 без сопровождения взрослых.

Данное ограничение является защитной мерой, а не комендантским часом.

Ребенок может находиться вне дома в позднее время, но с совершенно-летними (родителями, взрослыми братьями или сестрами, знакомыми). Главное, чтобы родители знали, где и с кем находятся их дети.

Милиционер не будет проводить задержание несовершеннолетних в привычном смысле этого слова. Сотрудник ОВД будет сопровождать мало-летнего, так как правонарушение в таких случаях совершают родители. При встрече несовершеннолетнего в позднее время на улице сотрудник органов внутренних дел выяснит его личность и возраст. Родителям позвонят, узнают причину, по которой ребенок оказался один. Родители смогут приехать в течение 3 часов. В противном случае (например, местонахождение родителей не установили; они находятся в состоянии алкогольного опьянения) ребенка доставят в социально-педагогический приют. Милиционер установит место-нахождение родителей, их возможность забрать ребенка из приюта.

Взрослым, ответственным за пребывание ребенка без присмотра в поздний час, в соответствии со ст. 17.13 КоАП Республики Беларусь (неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища) грозит либо предупреждение, либо штраф до двух базовых величин (одна базовая составляет 100 тысяч бел. рублей).

За повторное в течение года нарушение – от двух до пяти базовых величин.

Административные протоколы составляют сотрудники милиции. Рассмотрение дел об указанных правонарушениях отнесено к компетенции ко-миссий по делам несовершеннолетних.

По информации МВД за второе полугодие 2013 года в Беларуси жертва-ми преступлений стали около двух тысяч несовершеннолетних. Около 40% преступлений, совершенных детьми в возрасте до 18 лет, приходится на позднее вечернее и ночное время.

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.
  • Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

Введите четкие правила в семейную жизнь.

Четко, по пунктам определите обязанности ребенка в семье. Если у вас есть младшие дети, поручите ему заботу о них.

Не бойтесь, что старший ребенок испортит младшего. Зона ответственности за другого человека должна быть немалой. Пусть ваш ребенок возьмет на себя, по крайней мере, полное обслуживание четвероногого друга. Важно лишь, чтобы эти ежедневные обязанности лежали полностью на нем, от начала до конца. Это его участок работы, в который больше никогда и ни при каких обстоятельствах не влезает ни один из членов семьи.

Можно поручить ему и любые другие обязанности по дому. Главное, не подходить к этому вопросу формально, не контролировать и никогда не подстраховывать. Увидите, что в любом состоянии и при любых обстоятельствах он сможет выполнять свои обязанности. Ведь вы тем самым оказываете ему ту степень доверия, которую он будет стараться оправдать. Дайте ему возможность почувствовать себя взрослым и значимым.

Передайте ответственность за ребенка ему самому.

С определенного дня подросток сам, и только он, отвечает за наркотики и свое состояние, за свою способность или неспособность учиться и работать. Дайте ему понять не только словами, но и действиями, что вы теперь занимаетесь собой и своими проблемами:

  • перестаньте контролировать, куда и с кем он пошел — это его дело;
  • прекратите подслушивать телефонные разговоры — это унизительно для вас обоих;
  • перестаньте заглядывать ему в глаза и осматривать вены. Основной принцип семейной жизни: «Мы еше раз готовы тебе поверить и помочь, если помощь нужна лично тебе»;
  • перестаньте давать ему деньги: «Деньги, которые есть в нашей семье, это наши деньги и заработаны не тобой. У нас тоже есть свои желания и потребности, которые мы игнорировали в течение многих лет. Теперь мы решили жить иначе и, наконец, подумать о себе».

Если вы видите, что ребенок старается избавиться от наркотиков и, являясь, например, студентом, не имеет собственных доходов, то предоставьте ему некую сумму, которую он может тратить по собственному усмотрению. Если же он продолжает употреблять наркотики и утверждает, что не способен учиться, так как плохо себя чувствует, потерял память и внимание, то предложите ему найти работу.

Если же подросток работает и позволяют финансовые возможности семьи, разрешите ему по своему усмотрению распоряжаться собственной зарплатой. Не давайте больше ни копейки, пусть определяет и планирует расходы сам.

Не расплачивайтесь с кредиторами. Это не ваша проблема. Не поддавайтесь на шантаж, что он будет вынужден пойти на грабеж и преступление. Скажите спокойно, что это его выбор и отвечать перед собственной совестью и законом тоже будет он сам. Предложите ребенку заработать одолженную сумму.

Создайте в семье эмоциональную атмосферу, при которой ребенку хотелось бы возвращаться домой.

Это должны быть открытые и теплые отношения, не угрожающие ему активизацией собственного комплекса вины и выслушиванием непрерывных упреков. Не навязывайте ребенку собственного мнения и своих оценок. Он имеет право думать иначе. Если ребенок испытывает тягу к семье и общению, вспомните о том, что раньше существовали совместные семейные праздники и выходные. Проводите время вместе. Если же он всегда предпочитает другой досуг, попробуйте проанализировать, почему так происходит.

При любом конфликте старайтесь вслушаться и понять, что он хочет вам объяснить. В первую очередь услышьте, а уже потом оценивайте и классифицируйте. Если же вы хотите выразить свои негативные чувства, то помните несколько главных правил:

  • начинайте с похвалы и признания положительных сторон и качеств вашего ребенка;
  • обсуждайте конкретный случай и избегайте обобщений по принципу: «Ты всегда...» или «Ты никогда...»;
  • ваша задача — не обидеть или унизить ребенка. Понаблюдайте за тем, что его больше всего раздражает в ваших замечаниях;
  • стремитесь закончить разговор конструктивным предложением на будущее в дружелюбной форме.
  •  

Перестаньте играть его и своими чувствами. Избегайте упреков и истерик. Родители, постоянно подозревающие ребенка в чем-то дурном, с тревожным взглядом и заплаканными глазами, не вызывают доверия и желания открыться. В семье не должно быть секретов и тайн друг от друга. Но желание сделать разговор открытым должно быть обоюдным. Не нарушайте границы собственного Я другого человека, не пытайтесь вторгнуться в его личное пространство. Просто создайте такой эмоциональный климат в семье, когда проще рассказать что-то, даже самое неприятное, а не скрывать это друг от друга.

Попробуйте убедить сына или дочь в необходимости специальной помощи.

При этом в выборе специалиста или центра руководствуйтесь собственными эмоциональными ощущениями и интуицией. Обычно профессионалы предпочитают работать не с изолированным пациентом, а со всей семьей, поскольку это дает им возможность объективно оценить сложившуюся вокруг пациента эмоциональную атмосферу.

Займитесь своей жизнью и жизнью своей семьи.

Найдите тех, кто будет поддерживать вас (например, психотерапевт, общественная организация «Матери против наркотиков»). Обратитесь за помощью. Постарайтесь жить так, чтобы зависимое поведение одного из членов вашей семьи не снижало качество жизни остальных. Займитесь собственным здоровьем и собственной жизнью. Составьте план изменения своей жизни и начните его реализовывать. Вернитесь к радостям жизни. Вам необходимы силы, здоровье и оптимизм для того, чтобы помочь вашему ребенку, когда он будет к этому готов.

В целом данные рекомендации можно использовать и при других видах зависимого поведения. Семья должна знать, что изменять привычный стереотип всегда очень трудно. Это трудный и длительный процесс, требующий помощи специалистов и поддержки близких людей.

  • Активно и заинтересовано выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.
  • Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.).
  • Помогайте, когда он просит.
  • Поддерживайте каждый успех.
  • Конструктивно решайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.

Счастье во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей – помочь детям в развитии социальных навыков. Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность.

Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность, чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения.

Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составит труда вести непринужденные разговоры с другими людьми.

Помогите ребенку стать хорошим другом.

Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

Верьте в своих детей.

Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

Разделы сайта