Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

В помощь учащемуся

В помощь учащемуся

Выполнение домашнего задания является неотъемлемой частью процесса обучения. От того насколько качественно оно будет подготовлено, зависит не только продуктивность последующей работы на уроке, но и душевное равновесие и моральное удовлетворение ученика.

Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые позволят вам повысить эффективность подготовки к уроку.

Как готовить домашнее задание

  • Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  • Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, ручку, карандаш, линейку.
  • Правильно расположите их на рабочем столе.
  • Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
  • Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
  • Выполняй задание четко, аккуратно.
  • Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18 минут.
  • Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.

Как работать с учебником

Работа с заголовком

  • Внимательно прочитай заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  • Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
  • Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

Работа с текстом

  • Обращай внимание на непонятное в тексте.
  • Выпиши непонятные слова.
  • Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

Выделение главного

  • Старайся отделить главное от второстепенного.
  • По ходу чтения составляй устный или письменный план.
  • Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
  • Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
  • Перескажи текст по плану. Проверь себя.

Работа с вопросами в конце текста

Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь его карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.

Учись правильно выражать свои мысли

  • Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
  • Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
  • Накопление активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова употребляемые в переносном смысле.
  • Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы её построения.
  • Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов - это обедняет речь.
  • Следи за построением предложения, избегай особенно сложных конструкций.
  • Ежедневно читай вслух по 15 - 20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, оттенок речи.

Инструкция для самостоятельной работы с учебником

Работайте с заголовком!

Прочитав заголовок, остановитесь.

  • Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  • Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
  • Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
  • Попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
  • После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.

Работайте с текстом!

Обращайте внимание на непонятное в тексте.

  • Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словаре или справочниках, или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.
  • Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.

Ведите диалог с автором!

  • По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем содержании.
  • Проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать свои предположительный ответ на вопрос, ищите этот ответ в тексте.
  • Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.

Выделяйте главное!

  • Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обсудите, в какой части текста выражена главная мысль поясняет или дополняет.
  • По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) ил конспект текста.
  • Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
  • В случае необходимости делайте выписки.
  • Рассматривайте все данные в учебнике примеры, придумывайте свои.

На протяжении всей работы старайтесь представить себе то, что вы читаете!

Запоминайте материал!

  • Объясните себе, в чем связь мыслей - пунктов вашего плана.
  • Перескажите текст по плану.
  • Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.

Проверяйте себя!

  • Ответив на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
  • После пересказа проверьте, все ли выделенные вами места пересказаны и не было ли при этом ошибок.

Как осуществить контроль своей работы!

  • Проверяйте знания и умения не только после окончания работы, но и процессе труда, по этапам.
  • Боритесь не только с ошибками, но прежде всего с причинами, их порождающими.
  • Старайтесь использовать справочную литературу (словари, энциклопедии, справочники, тетради прошлых лет, памятки).
  • Проверяйте выполненное задание не только сразу после выполнения, но и по прошествии некоторого времени.
  • Проверяйте не только свои знания, но и умения, при помощи которых вы получаете новые знания.
  • Чтобы найти ошибку, повторите теорию. Затем внимательно прочитайте работу. Найдя ошибку, подумайте о причине. Потренируйтесь в выполнении аналогичных заданий. Через 2-3 недели вернитесь к материалу, в котором ошиблись, и ещё раз проверьте себя.

Как работать над докладом (сообщением)

  • Подготовьте рабочие материалы.
  • Составьте развернутый план вашего выступления.
  • Подумайте, как лучше начать доклад (с сообщения темы, постановки вопроса или интересного факта, пословицы и т.д.) и как лучше его закончить (повторением основной мысли или выводом, советами).
  • Запишите основные положения, аргументы, факты, переходы - "мостики", начало и конец доклада.
  • Пишите на одной стороне листа крупным, чётким почерком, оставляя поля и просвет между строчками, особенно чётко пишите фамилии людей, географические названия и даты.
  • Сделайте пометки о том, что надо выделить голосом, где сделать паузу.
  • Запишите на отдельные карточки цитаты - так легче воспользоваться ими в процессе доклада.
  • Прорепетируйте доклад дома: проверьте, как вы владеете материалом и укладываетесь в отведённое время.

Как работать над конспектом

Конспект (лат. - обзор, изложение) - как можно более краткое и в то же время наиболее полное изложение основного содержания произведения.

  • Внимательно прочитайте текст произведения целиком, устанавливая основные идеи, главные факты.
  • Сделайте пометки, закладки и т.д. Выберите, учитывая свою цель, вид конспекта (плановый, текстуальный, тематический или свободный).
  • Не злоупотребляйте цитированием и подробным пересказом. Используйте сокращения.
  • Выделяйте цитаты и наиболее важные места (например, подчёркивание другим цветом).
  • Конспектируя, оставляйте свободные места, поля для заметок, пополнений.
  • Снова вернитесь к произведению, сделайте необходимые уточнения и дополнения.

Разделы сайта